Вадим Семенихин

Профориентация для подростков​

     Перед большинством родителей старшеклассников всегда стоит проблема: Куда поступать ребенку после школы? Какую специальность выбрать? На что ориентироваться в выборе специальности? Каждая мама и каждый отец желает своему чаду только добра и исходит из лучших побуждений. Но положа руку на сердце, честно ответьте себе: «А на сколько хорошо я знаю своего ребенка? Его сильные и слабые стороны?» А если знаем или догадываемся, то насколько мы объективны в оценках способностей своих детей? Эти вопросы не самые простые. Но именно беспристрастно отвечая на них, мы можем проанализировать интересы, таланты и предпочтения своих детей, чтобы предложить им специальность, которая в полной мере раскроет их потенциал и сделает успешными людьми. Наверно многие из Вас знают примеры из жизни, когда работа, выбранная «из лучших побуждений» без учета особенностей ребенка, в конечном счете, становилась в дальнейшем причиной его постоянных стрессов и разочарований!

    Что делать? Передо мной, как отцом десятиклассника, такая проблема тоже стояла. Решил погуглить, что бывает, и нашел тесты на профориентацию. Из нескольких вариантов выбрал тест «Magellano». Почему именно он? Он мне показался более «логичным». Это было моё субъективное мнение на тот момент.

   Что такое тестирование? Как выглядит?

   Подросток в течении полутора часов отвечает на специально составленные вопросы. После чего ответы анализируют, и Вы получаете результат. Причем в данном тесте результат показывают относительно средних значений всех детей, проходивших этот тест. Соответственно Вы видите свои показатели относительно «среднего выпускника» и сразу понимаете, где у Вас конкурентное преимущество, а где точка роста.

  В данном тесте тестирование проходит по четырем разделам.

  Первый раздел называется: «Профессиональные и культурные интересы». Это то, чем хотелось бы заниматься в рабочее и свободное время. В этом разделе оценивались четырнадцать профессиональных интереса. Среди них: коммерческий, административный, юридический, педагогический, технико-механический, искусство, лингвистический и другие. Оценивались предпочтительные виды деятельности и еще интересующие подростка направления для хобби или дополнительной деятельности, так называемые культурные интересы.

  Во втором разделе оценивались психологические особенности, которые способствуют успешному выполнению той или иной деятельности. По-простому –способности (математические, вербальные, понимание текста, гибкость мышления и др).

  Третий раздел посвящен мотивам и стратегиям обучения. Здесь говорится о способах справляться с учебой. Оценивается способность концентрировать внимание, анализировать информацию, рационально распределять время, контролировать уровень тревоги и другое.

  Четвертый раздел об умении решать проблемы. Может ли ребенок самостоятельно справляться с трудностями и какой способ для него наиболее приемлемый.

  Дальше программа формирует список сильных сторон и список личностных качеств подростка.

  Завершает тест список направлений обучения, с учетом интересов, способностей и личных качеств тестируемого.

  Результаты теста мы обсуждали со специалистом «Magellano Университет». Общение было очень живым, мой сын «включился». Тест и его результаты нашли у него отклик. Мой сын прояснял все пункты теста, был очень увлечен и заинтересован. В его шестнадцатилетнем возрасте мнение и совет эксперта со стороны очень важны. Иногда они решают даже больше, чем мнение родителей, как бы родителям это не нравилось.

  После теста, на консультации психолога, мой сын, проанализировав свои возможности окончательно определился с профессиональной сферой, в которой он хочет развиваться дальше с учетом своих интересов. Круг поиска специальности сузился до сектора.  Для меня как коуча этот этап называется «оценка реальности», когда клиент становиться осознанным где он находится, что происходит, осознает свои сильные стороны, точки роста. Это очень важный момент. Именно осознанность в сегодняшнем моменте служит прочной основой для движения вперед к цели. Дальше мы работали, используя технологии коучинга. Мы вместе с сыном выбрали специальность и ВУЗ. Так как цель уже была нами поставлена раньше, то мы перешли к следующему этапу. Проведя мозговой штурм наметили пути достижения цели, выбрали из них наиболее «приемлемые» для нас и перевели их в план конкретных действий. В плане действий мы учли также зоны роста, выявленные тестом.

  Какой вывод я для себя сделал? На примере своего сына увидел: да тест помогает определиться с направлением дальнейшего обучения. Как карьерный коуч я буду рекомендовать своим клиентам проходить тестирование по профориентации. Оно дает объективную оценку текущей ситуации. Для планирования дальнейших шагов это критично важно.